Есть 3 параметра, по которым будем классифицировать клиентов:
— R (Давность)Давность последней покупки. Самый важный показатель. Покупатель, который неделю назад открыл счет в банке, с большей вероятностью откроет ваше письмо или вступит в диалог с менеджером, чем клиент, который уже 5 лет у вас обслуживается. Методология проста: разбиваем базу на 5 абсолютно равных частей (квинтилей), назначая каждой группе номера от 1 до 5. Самые "свежие" клиенты будут иметь номер 5, а те, кто давно не покупал, — номер 1. Разбивка может иметь разные методологии (через нахождение медианы или среднего, средневзвешенных значений), но обычно установка абсолютно правильных границ не стоит затрачиваемых усилий.
— F (Частота)Частота покупок или сумма всех покупок клиента за период. Показатель, который говорит, как часто клиенты совершают покупки. Показатель частоты может также показать тенденцию покупательского поведения. Например, в среднем воду на дом заказывают 1 раз в 6 недель, а в офис — 1 раз в 4 недели. Соответственно, офисным клиентам нужно звонить с напоминанием или делать email и смс-рассылку чаще. В книге
"Маркетинг на основе баз данных" , Артур М. Хьюз утверждает, что Частота в меньшей степени помогает спрогнозировать поведение клиентов, чем Давность. Метод разбивки точно такой же: от 1 до 5.
— M (Деньги)Разбиваем клиентов на сегменты в зависимости от их денежной ценности. Критерий Деньги имеет нюансы: для небольших сумм (товары народного потребления) денежная ценность практически не имеет значений. По данным книги "Маркетинг на основе баз данных", отклик на ваше предложение у сегментов 1 и 5 фактически одинаковый. Это объясняется тем, что клиенты, которые покупают у вас много (сегмент 5) — люди занятые и меньше читают промо-рассылки и идут на контакт по телефону. Для крупных сумм показатель имеет уровень отклика, похожий на предыдущие, чем выше цифра, тем выше отклик.